Жақсы ауданының білім беру ұйымдарында
сабақты тоқтату кезінде қолайсыз ауа райы метеожағдайларының ұсынылатын көрсеткіштері
Төмендегі жағдайларда сабақ өткізу тоқтатылады:
Желдің жылдамдығы секундына кемінде 2 метр болғанда:
Желдің жылдамдығы секундына 2 метр және одан жоғары болғанда:
Сабақтар қатты көктайғақ кезінде тоқтатылады:
Боран күшейген және көру мүмкіндігі қиындаған жағдайда 1-11 сынытарда сабақ тоқтатылады.
Этапы работы учителя русского языка и литературы Тулегеновой К.К.
над обобщением своего опыта
1. Выбор темы. Актуальность, соответствие современным тенденциям развития образования.
Тема- Подготовка старшеклассников к олимпиаде.
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку ,а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Актуальность темы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к языку.
Опыт участия в Международных дистанционных олимпиадах школьников по русскому языку, а также ежегодная практика проведения областной олимпиады по русскому языку в казахских классах подтверждает рациональность текстоцентричной формы контроля знаний, речевых навыков и умений участников: «языковая личность - это личность, проявляющая себя в речевой деятельности, личность во всей совокупности производимых и потребляемых ею текстов» (Д.Гудков). Н. А. Ипполитова, автор учебного пособия «Текст в системе обучения русскому языку в школе» - М.Флинта. Наука, 1998 - говорит о необходимости подведения каждого ученика в процессе обучения русскому языку к тексту.
В частности, ученый-практик особенно актуализирует следующие мысли:
1) познание языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью; оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач;
2) учащиеся часто беспомощны в решении даже элементарных задач речевого (коммуникативного) характера; образно говоря, ребята уподобляются в данном случае «строителям», которые знают, из чего строить, знакомы с возможностями и особенностями всех строительных материалов, но построить из них ничего не могут, не умеют;
3) на уроках русского языка недостаточно используется текст в качестве дидактической единицы, тогда как именно текст является той структурой, той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему.
Текстоцентричная форма лингвистической подготовки обучаемых обнаруживает особую значимость и необходимость в сфере преподавания русского языка как неродного. Именно в данной сфере, где прочно утвердился коммуникативно - деятельностный метод, общение выступает как конечная цель, содержание и средство обучения: обучение общению (содержание), для общения (цель), в процессе общения (способ). В тексте все языковые единицы представлены в естественном виде, в естественном окружении, и как лингводидактическая единица текст позволяет слить воедино важнейшие направления в изучении русского языка. Я предлагаю избрать в качестве основного приема выявления коммуникативной компетенции участников прием воспроизводства и производства текстов.
Выбор текста как ведущей лингводидактической единицы не исключает параллельного выявления знаний учащихся о системе и структуре языка, функциях и употреблении языковых единиц от фонемы (звука) до предложения и ССЦ.